?

Log in

dejavuefatale

О мотивации, продуктивности и лени

« previous entry | next entry »
окт. 14, 2010 | 01:04 pm

Это не рецепт, как заставить себя работать, но размышление и приглашение обсудить.

По нескольку раз на дню я сталкиваюсь с ленью, необузданной и бессмысленной. И мне всегда было интересно, как сделать так, чтобы в заднице сияло метафорическое шило в придачу к метафорическому же петуху, что будет беспрестанно клевать -- и подталкивать, подталкивать к реальным действиям и воодушевлению в рутине.

Много раз уже убеждалась, что постоянная работа с карьерной лестницей и многолетний стажем -- не про меня. Мне надо скорость, движение, результат и кайф. Потому -- фриланс и свое дело в целях. Фриланс безусловно прекрасен по многим причинам, и ровно столько же причин его кошмарности. Один из ужасов фриланса -- лень, то есть невозможность заставить себя сесть и сделать.

Очень немногих людей я повидала с встроенным устройством самоподпинывания (Мюнхгаузен с косичкой и болотом, помните?). У некоторых же подобный дивайс отсутствует начисто, ровно как и простейший механизм вида совесть -- я обещал, значит сделаю. Или так: мне заплатили, значит я должен сделать (долг в данном случае не про честь и достоинство, но исключительно материального соображения).

Размышляя в очередной раз, почему мне не хочется делать одну из рутин и куда же делся стимул, что пинал меня несколько месяцев до того, я попробовала выделить ряд факторов, которые по сути и есть моя мотивация.

— Бабло
— Результат
— Удовольствие
— Совесть
— Гармония

Пока не будет сочетания двух-трех факторов, дело будет двигаться с места медленно или не двигаться вообще.

Бабло. Мне нужны деньги, чтобы удовлетворять собственные потребности. Иногда этот довод не срабатывает, потому как при разумном, экономном существовании бывают моменты, когда новый денежный приток не потребуется еще некоторое время. И не у всех есть постоянные бытовые хотелки и мании вида хочу новые джинсы, хочу плазму, хочу машину и дачу на Майорке. У меня, к примеру, их мало, и дачи на Майорке среди них почему-то нет. :) Таким образом, бабло не есть универсальный стимул. Не беру в расчет ситуации, когда человек является кормильцем семьи из пяти человек, конечно.

Результат. Это игровой стимул, где азарт суть основной двигатель. Когда ведешь большой проект или создаешь нечто с ощутимой отдачей по итогу -- хочется приложить усилия, чтобы успешный финал наконец состоялся. Результат еще про осмысленность действий, которая так часто отсутствует в глупой и никому не нужной работе. Если не знаешь, зачем что-то делаешь, то и желания работать в этом направлении нет вообще.

Удовольствие. Хорошая работа должна быть в радость, но не всякую деятельность можно оценить как приносящую кайф. Даже в рамках работы над задачей мечты, бывают моменты рутинных или неприятных действий, которые нужно с силой преодолевать. Я уж не говорю о тех тоскливых случаях, когда человек оказался не на своем месте и не в своей специальности. Как говорится, нужно найти дело по душе, чтобы не ходить каждый день на работу. Сама отдавала этому поиску много сил, но, даже не глядя на то, что поиск этот явно будет длиться всю жизнь -- мне не жаль ни времени, ни денег, ни усилий, что были и будут на него потрачены.

Совесть. Не знаю, можно ли воспитать совесть, но в работе вполне достаточно базовых понятий, которые закладываются в детстве: дал обещание -- сделай, пунктуальность, усердие. Именно ощущение невыполненного обязательства часто не дает покоя и двигает. Но иногда получается обратный эффект, когда обещаний слишком много -- пропадает желание приступать к этому огромному списку.

Гармония. Пока не достигнут определенный уровень согласия с самим собой -- движения вперед не будет. Для меня этот параметр оказался ключевым, в его отсутствие остальные стимулы были бесполезны. Решилось все по-женски просто: устройство собственной личной жизни дает пинок работать на полную катушку.


А как вы справляетесь с ленью?
Метки: , ,

click to view | Оставить комментарий | Поделиться

Comments {29}

Андрей Кузьмин

(без темы)

from: kzmn
date: окт. 14, 2010 09:21 am (UTC)
click to view

Для меня лучшим способом является погружение в рабочий ритм :) Нужно отключить все, что может отвлекать, и погрузиться в работу. 50 минут работы, 10 минут перерыв. Еще 50. И опять 10. И так далее. Тут самое сложное — сделать первый шаг. На него, обычно, очень много времени уходит :))

Ответить | Ветвь дискуссии

jfyi

(без темы)

from: dejavuefatale
date: окт. 14, 2010 06:09 pm (UTC)
click to view

Да, подобная ритмика хорошо работает. Но она так и не стала у меня привычкой, к сожалению. )

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

da_pablito

(без темы)

from: da_pablito
date: окт. 14, 2010 09:54 am (UTC)
click to view

Ооочень актуальная проблема. К сожалению в нелегкой схватке лень одерживает верх. Понять бы ее источник, природу. Эх(

Ответить | Ветвь дискуссии

jfyi

(без темы)

from: dejavuefatale
date: окт. 14, 2010 06:12 pm (UTC)
click to view

Источников может быть масса, от мала до велика. У Яны Франк в одной из книг это здорово было прописано, даже какая-то мелочь может служить препятствием. Что-то из разряда: не хочется рисовать маслом, потому что кисточки долго мыть. )

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Skommy

(без темы)

from: lyko
date: окт. 14, 2010 09:56 am (UTC)
click to view

Самое шильное — это кода очень-очень хочется сделать офигенно красиво и в голове даже есть какой-то образ. Тогда не лениво. Обычно это на стыке увиденного и осознания того, что ты можешь сделать так (или не так). Это вдохновение и проходит очень быстро.

Тут главное не остановиться:)

Есть еще дедлайн и понимание, что если начать делать чуть раньше, то можно будет полноценно выспаться.

Есть медитативное успокоение — если есть что делать и нет отвращения к этому, то просто сидишь и ковыряешь верстку.

В общем, самое сложное — это отправиться на работу (поскольку я не фрилансер). Дома заставить себя поработать не очень сложно, если никто не отвлекает.

Ответить | Ветвь дискуссии

jfyi

(без темы)

from: dejavuefatale
date: окт. 14, 2010 06:45 pm (UTC)
click to view

Вот, кстати, забавно, но с вдохновением я вообще работать не умею. Оно у меня всегда заканчивается на этапе внезапной идеи, которую записываю для последующей реализации. А сам рабочий процесс на вдохновении никак не завязан.

"Сделал дело, гуляй смело" не работает. ) Ведь когда откладываешь важное дело, любое занятие кажется внезапно самым интересным. Сладкая такая прокрастинация.

Простую рутину тоже люблю за спокойствие. Отлично работать в таком ритме, когда нужно отвлечься.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Skommy

(без темы)

from: lyko
date: окт. 14, 2010 08:01 pm (UTC)
click to view

Я разучился расслабляться, если надо что-то сделать. Так и сижу напряженный и нихрена не делаю (ну или начинаю разгребать завал).
Но, похоже, дедлайн о котором знаешь заранее (журнальный ежемесячный), начинает напрягать как факт. Посмотрим, куда выведет...

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

da_pablito

(без темы)

from: da_pablito
date: окт. 15, 2010 06:47 am (UTC)
click to view

+500

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Skommy

(без темы)

from: lyko
date: окт. 14, 2010 09:57 am (UTC)
click to view

А, да. Заметил тенденцию, что постепенно, с годами лень немного сдается. Но тут еще мотивация, что лениться неприятно, что жалко времени. Но сдается тяжело.

Ответить | Ветвь дискуссии

Антон Мизинов

(без темы)

from: quillcraft
date: окт. 14, 2010 10:01 am (UTC)
click to view

Я не уверен, что дело в лени. Когда появляется какая-то работа, я какое-то время ничего не делаю. Потом, когда времени остается почти в обрез, сажусь и пашу на всех парах. Я не в восторге от такого расклада, потому что ответственность давит. Но чувствую, что если не дам время проекту вызреть в голове, если сразу же на него сяду, то ничего толкового не выйдет. Хотя бывает и так, что успеваешь сделать всё заранее и спокойно доводишь до блеска в оставшееся время. Такой расклад для внутреннего состояния самый лучший. А так, основным стимулом является ответственность (в твоем списке -- совесть). Поэтому, прежде чем взять на себя какие-то обязательства, я тщательно взвешиваю все "за" и "против".

Ответить | Ветвь дискуссии

jfyi

(без темы)

from: dejavuefatale
date: окт. 14, 2010 08:49 pm (UTC)
click to view

Вызревать проект должен, да. Но все равно остается промежуток времени, когда ты точно знаешь, что готов работать, но откладываешь до критического или полукритического срока. )

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Андрей Кудрявцев

(без темы)

from: ash_mccoy
date: окт. 14, 2010 11:35 am (UTC)
click to view

хороший мотиватор — голод. надо ограничить доступ к лишним деньгам, чтобы снять их было труднее, чем начать работать. тогда стимул появится сам собой.

Ответить | Ветвь дискуссии

jfyi

(без темы)

from: dejavuefatale
date: окт. 14, 2010 09:22 pm (UTC)
click to view

Зачем голод? Квартирный вопрос тоже хорошая тема)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Opera78

(без темы)

from: opera78
date: окт. 14, 2010 11:44 am (UTC)
click to view

Ох, больная тема.=)

Мне уже не только дача на Майорке, но даже новые джинсы, плазма и машина до одного места стали. Да и вообще, когда есть любимое дело — такие вещи как-то сами собой появляются, к ним не стремишься. Вероятно, у меня как раз тот случай с шилом и петухом, но появляются они редко, иногда это даже от времени года зависит. =)

Не согласен с определением совести/долга — если совести нет, но человек смоется с деньгами и никакие обязательства не будут ему стимулом.
Есть и другие примеры — когда человек мучается месяц над проектом, ничего не получается, но делать дерьмо не хочется. Тогда просто возвращаешь клиенту аванс с извинениями. Ну, а все разговоры о чести и достоинстве не имеют отношения к делу.

Да и вообще, иногда лучше валятся на диване и ничего не делать, чем трудиться в поте лица над какой-то фигней, которая никакой радости ни тебе, ни заказчику, ни человечеству с последующими поколениями не принесет. Если уж мы заговорили о чести и достоинстве, так будь добр, избавь окружающих от того говнокреатива, который ты хочешь сделать только потому, что существует такой стереотип, — надо работать.

Ответить | Ветвь дискуссии

jfyi

(без темы)

from: dejavuefatale
date: окт. 14, 2010 09:36 pm (UTC)
click to view

только потому, что существует такой стереотип, — надо работать. — это очень хорошо. ) Этот стереотип пока не смогла в себе преодолеть.

Про честь и достоинство правда, всегда скребет, если намеренно отступаешь от себя, чтобы найти компромисс. Зато очень легко и честно говорить с людьми с позиции не-дизайнера: да, мол, это абсолютно бессмысленное говно и не фиг на него тратить время.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Opera78

(без темы)

from: opera78
date: окт. 15, 2010 09:58 am (UTC)
click to view

прости, но вроде бы нормальный человек всегда говорит с позиции не-дизайнера =)

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

(без темы)

from: lu_feskova
date: окт. 14, 2010 01:05 pm (UTC)
click to view

art de vivre =)) просто не сильно напрягаться/активно расслабляться, а в целом жить красиво и расслабленно. Это как-то европейски, да, но в этом есть доля правды, я думаю

Ответить | Ветвь дискуссии

jfyi

(без темы)

from: dejavuefatale
date: окт. 14, 2010 09:37 pm (UTC)
click to view

Первое -- это "искусство жить"? Красиво и расслабленно не про меня. Проблема в том, что люблю работать. И если бездействую -- чахну.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Opera78

в целом жить красиво и расслабленно

from: opera78
date: окт. 15, 2010 10:13 am (UTC)
click to view

А чего же не жить европейцам красиво и расслаблено, если от родителей огромные состояния перейдут в наследство.
Я живу в центре Парижа в пятикомнатной квартире со знакомой француженкой. Квартира съемная, аренду иногда оплачивает мама моей француженки. У них еще пару квартир в Париже и на побережье... Моя мама, наверное, за всю жизнь столько денег не заработала, сколько тут несколько месяцев аренды стоит.

Вот, мы русские другие. У нас не принято завещание в 20 лет составлять. Мы, голодранцы и нищеброды, вынуждены работать, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Так что эту красивую и расслабленную жизнь можно сравнить разве что с негром на необитаемом острове, который лежит под пальмой и ест банан. К сожалению.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Re: в целом жить красиво и расслабленно

from: lu_feskova
date: окт. 15, 2010 10:27 am (UTC)
click to view

я имела в виду совсем не это!!!!!!
совсем не про состояния и не про деньги

А про отношение к жизни.
Работать можно много, и перенапрягаться, взваливать на себя 10 одновременно дел и паниковать и воспринимать отдых как что-то нереально далекое и то, что нужно заслужить. Это выливается в жуткое желание проваляться на диване неделю, но вот если делать все более осмысленно и медленнее, и знать, что удовольствия не должны быть "по поводу", а просто красиво жить, уважать себя, как это ни банально, то нет такого желания лениться и заниматься ерундой

"не спешить" - это хорошее умение, которое позволяет всё успевать.
и это не я придумала

ну как бы и к нищебродам я себя не причисляю, простите, к голодранцам тем более

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Opera78

Re: в целом жить красиво и расслабленно

from: opera78
date: окт. 15, 2010 10:49 am (UTC)
click to view

Хорошо, проехали. Не хотел обидеть. К кому себя причислять личное дело каждого, воля ваша )
Просто я довольно болезненно отношусь к причислению или сравнению с европейцами. Мы больше на индусов похожи. «Делать все более осмысленно и медленнее», — это чистый буддизм!

^_^

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Re: в целом жить красиво и расслабленно

from: lu_feskova
date: окт. 15, 2010 11:13 am (UTC)
click to view

ну я ж нас не сравниваю, а просто думаю что кое-что полезно из других культур брать =)
дада, и про буддизм это тоже, ага.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

taliaic

(без темы)

from: taliaic
date: окт. 16, 2010 01:44 am (UTC)
click to view

прикольно

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

(Удалённый комментарий)

jfyi

(без темы)

from: dejavuefatale
date: окт. 14, 2010 09:42 pm (UTC)
click to view

У меня привычка (или потребность?) жить по синусоиде: период безделья (расслабленного графика) сменяется периодом дикой активности. Желание, к сожалению, подконтрольно какой-то из составляющих разума и химическим реакциям, потому на него рассчитывать не приходиться.
А тело, согласна, помогает.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

shamDiamond

(без темы)

from: when_awake
date: окт. 14, 2010 04:11 pm (UTC)
click to view

основной метод - дать себе вылениться по полной.

скажем дней пять-десять "вообще ничего не делать" то есть: не мыть посуду, не умываться как следует, не работать совсем, спать до одурения, курить, материться и пить чай пол-литровыми кружками и т. д. так получается ,что после этого периода затишья появляется чувство говнистости и неприкаянности и ты встаешь и начинаешь что-то...ну хоть что-то делать.

человек животное простое. хочешь сделать организму хорошо - сделай ему сначала плохо, а потом как было =0) он не может не работать, только нужно дать ему это понять. а вот если после выленивания все равно ничего не происходит - значит, я занимаюсь не тем, чем нужно =) тогда я всё бросаю на хер и ищу нужное.

Ответить | Ветвь дискуссии

jfyi

(без темы)

from: dejavuefatale
date: окт. 14, 2010 09:45 pm (UTC)
click to view

Да, все верно, как ас по бросанию на хер подтверждаю!
Хотя до дна ни разу не проленивалась) Думаю, надо сочетать с социальной изоляцией, выключением телефона или отъездом.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

Passed Away

(без темы)

from: passedaway
date: окт. 15, 2010 06:36 am (UTC)
click to view

Надо сделать задачу менее страшной. Не нравится мыть пол - купи удобную швабру. Трудно взяться за проект - уговори себя взяться за подготовку к нему. И разные тайм-менеджменты - визуальная раскладка задач спасает от ступора, когда не знаешь за что взяться и ни за что не хочется в итоге. Можно потом сделать десять мелких задач и получится мотивация на крупную.

Мне вот трудно найти проект. Заставить себя подписаться на работу вместе со всеми ее напряжениями :)

Ответить | Ветвь дискуссии

Ici Moi

(без темы)

from: allter
date: окт. 15, 2010 08:08 am (UTC)
click to view

Я сейчас мучаюсь от прокрастинации (особый вид лени, когда вместо работы читаешь статьи вроде вашей и занимаешься тому подобной бесполезной для текущих реальных целей ерундой). Насколько я понял, лучший способ борьбы с ней - это просто заставить себя, выключить всё ненужное, после чего немного подумать в одиночестве и приступить к первому пункту заранее заготовленного плана.

Ответить | Ветвь дискуссии

Александра Титова

(без темы)

from: jfyi_lettering
date: окт. 20, 2010 05:57 pm (UTC)
click to view

Деятельная прокрастинация наше все, да.

Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии